функциональная грамотность

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Составляющие функциональной грамотности:

  1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
  2. Естественнонаучная грамотность – способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественнонаучными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественнонаучного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
  3. Математическая грамотность – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
  4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
  5. Креативное мышление — способность создавать или иным образом воплощать в жизнь что-то новое, будь то решение проблемы, метод, устройство, художественные объект или форму. Креативное мышление помогает быстро реагировать на любую проблему и находить нестандартные пути выхода из сложных ситуаций. 
  6. Глобальные компетенцииПод глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:

— критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;

— осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;

— вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.

Документы

План мероприятий по развитию функциональной грамотности обучающихся

Единый день функциональной грамотности в Санкт-Петербурге 

Информация для обучающихся и родителей (законных представителей) обучающихся:

  1. В октябре-ноябре 2023 года проводятся работы по оценке функциональной грамотности обучающихся 6-х классов с использованием электронного банка тренировочных заданий на портале Российской электронной школы https://fg.resh.edu.ru/
  1. В октябре-ноябре 2023 года в соответствии с графиком проведения диагностических работ проводятся работы по оценке функциональной грамотности обучающихся 8-9-х классов с использованием электронного банка  заданий на портале Российской электронной школы https://fg.resh.edu.ru/  (естественно-научная грамотность, математическая грамотность, читательская грамотность)

Информация для педагогов:

ЦИКЛ ВЕБИНАРОВ

«Методическое сопровождение диагностических работ

по функциональной грамотности обучающихся 8 и 9 классов общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга»

  1. Дата проведения: 8 ноября 2023 года

Время работы: 14.00-14.30 (читательская грамотность, 8 класс)

Спикер: Свирина Наталья Михайловна, д.п.н., профессор, профессор кафедры начального, основного и среднего общего образования СПб АППО

Время работы: 14.30-15.00 (математическая грамотность, 9 класс)

Спикер: Абдулаева Оксана Абдукаримовна, к.п.н., доцент, доцент кафедры начального, основного и среднего общего образования СПб АППО

Ссылка для подключения:

https://vk.com/video-212454770_456239431

  1. Дата проведения: 21 ноября 2023 года

Время работы: 15.00-15.30 (математическая грамотность,8 класс)

Спикер: Абдулаева Оксана Абдукаримовна, к.п.н., доцент, доцент кафедры начального, основного и среднего общего образования СПб АППО

Время работы: 15.30-16.00 (естественнонаучная грамотность,9 класс)

Спикер: Киселев Юрий Петрович, старший преподаватель кафедры начального, основного и среднего общего образования СПб АППО

Ссылка для подключения:

https://vk.com/video-212454770_456239432

  1. Дата проведения: 12 декабря 2023 года

Время работы: 15.00-15.30 (естественнонаучная грамотность,8 класс)

Спикер: Киселев Юрий Петрович, старший преподаватель кафедры начального, основного и среднего общего образования СПб АППО

Время работы: 15.30-16.00 (читательская грамотность, 9 класс)

Спикер: Свирина Наталья Михайловна, д.п.н., профессор, профессор кафедры начального, основного и среднего общего образования СПб АППО

Ссылка для подключения будет размещена 01.12.2022 на сайте Комитета по образованию по адресу: https://k-obr.spb.ru/napravleniya-deyatelnosti/fgos/

Базы материалов для формирования и оценки функциональной грамотности

http://skiv.instrao.ru/content/board1/        

ФГБНУ Институт развития образования РАО. Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов РФ в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся»

https://prosv.ru/pages/pisa.html

Издательство «Просвещение», серия «Функциональная грамотность. Учимся для жизни»

https://fg.resh.edu.ru/?redirectAfterLogin=%2Ffunctionalliteracy%2Fevents

Российская электронная школа. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности

https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti

ФГБНУ ФИПИ. Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности

(VII-IX классы)

https://fioco.ru/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%8B-%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D1%87-pisa

ФИОКО. Открытые задания PISA

Функциональная грамотность в современном образовании

https://profcentr.ggtu.ru/index.php/dokumenty/43-bank-zadanij-pisa

Банк заданий PISA