Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Составляющие функциональной грамотности:
- Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
- Естественнонаучная грамотность – способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественнонаучными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественнонаучного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
- Математическая грамотность – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
- Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
- Креативное мышление — способность создавать или иным образом воплощать в жизнь что-то новое, будь то решение проблемы, метод, устройство, художественные объект или форму. Креативное мышление помогает быстро реагировать на любую проблему и находить нестандартные пути выхода из сложных ситуаций.
- Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
— критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
— осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
— вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
Документы
План мероприятий по развитию функциональной грамотности обучающихся
Единый день функциональной грамотности в Санкт-Петербурге
Информация для обучающихся и родителей (законных представителей) обучающихся:
- В октябре-ноябре 2023 года проводятся работы по оценке функциональной грамотности обучающихся 6-х классов с использованием электронного банка тренировочных заданий на портале Российской электронной школы https://fg.resh.edu.ru/
- В октябре-ноябре 2023 года в соответствии с графиком проведения диагностических работ проводятся работы по оценке функциональной грамотности обучающихся 8-9-х классов с использованием электронного банка заданий на портале Российской электронной школы https://fg.resh.edu.ru/ (естественно-научная грамотность, математическая грамотность, читательская грамотность)
Информация для педагогов:
ЦИКЛ ВЕБИНАРОВ
«Методическое сопровождение диагностических работ
по функциональной грамотности обучающихся 8 и 9 классов общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга»
- Дата проведения: 8 ноября 2023 года
Время работы: 14.00-14.30 (читательская грамотность, 8 класс)
Спикер: Свирина Наталья Михайловна, д.п.н., профессор, профессор кафедры начального, основного и среднего общего образования СПб АППО
Время работы: 14.30-15.00 (математическая грамотность, 9 класс)
Спикер: Абдулаева Оксана Абдукаримовна, к.п.н., доцент, доцент кафедры начального, основного и среднего общего образования СПб АППО
Ссылка для подключения:
https://vk.com/video-212454770_456239431
- Дата проведения: 21 ноября 2023 года
Время работы: 15.00-15.30 (математическая грамотность,8 класс)
Спикер: Абдулаева Оксана Абдукаримовна, к.п.н., доцент, доцент кафедры начального, основного и среднего общего образования СПб АППО
Время работы: 15.30-16.00 (естественнонаучная грамотность,9 класс)
Спикер: Киселев Юрий Петрович, старший преподаватель кафедры начального, основного и среднего общего образования СПб АППО
Ссылка для подключения:
https://vk.com/video-212454770_456239432
- Дата проведения: 12 декабря 2023 года
Время работы: 15.00-15.30 (естественнонаучная грамотность,8 класс)
Спикер: Киселев Юрий Петрович, старший преподаватель кафедры начального, основного и среднего общего образования СПб АППО
Время работы: 15.30-16.00 (читательская грамотность, 9 класс)
Спикер: Свирина Наталья Михайловна, д.п.н., профессор, профессор кафедры начального, основного и среднего общего образования СПб АППО
Ссылка для подключения будет размещена 01.12.2022 на сайте Комитета по образованию по адресу: https://k-obr.spb.ru/napravleniya-deyatelnosti/fgos/
Базы материалов для формирования и оценки функциональной грамотности
http://skiv.instrao.ru/content/board1/
ФГБНУ Институт развития образования РАО. Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов РФ в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся»
https://prosv.ru/pages/pisa.html
Издательство «Просвещение», серия «Функциональная грамотность. Учимся для жизни»
https://fg.resh.edu.ru/?redirectAfterLogin=%2Ffunctionalliteracy%2Fevents
Российская электронная школа. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности
https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
ФГБНУ ФИПИ. Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности
(VII-IX классы)
https://fioco.ru/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%8B-%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D1%87-pisa
ФИОКО. Открытые задания PISA
Функциональная грамотность в современном образовании
https://profcentr.ggtu.ru/index.php/dokumenty/43-bank-zadanij-pisa
Банк заданий PISA