О федеральных государственных стандартах
В 2014 году в системе дошкольного образования многое произошло впервые. Согласно Закону «Об образовании в РФ», дошкольное образование стало самостоятельным уровнем общего образования. В августе был утвержден Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, разработка которого велась группой экспертов под руководством директора Федерального института развития образования Александра Асмолова.
Созданный документ основывается на исключительной самоценности дошкольного периода в развитии маленького человека. Он создает нормативные правовые условия для личностного роста ребенка, формирования траектории его индивидуального развития, учитывает особые потребности. Ключевая установка стандарта — поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка!
В отличие от других образовательных стандартов, стандарт дошкольного образования не предусматривает проведение аттестации детей при освоении ими образовательных программ, а требования к результатам представлены в виде целевых ориентиров: инициативность и самостоятельность ребенка, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
http://www.fgos-spb.ru/ Сетевое педагогическое сообщество для поддержки внедрения ФГОС начального, общего и среднего образования.
http://www.firo.ru/ Федеральный институт развития образования (ФИРО) создан в 2005 году путем реорганизации в форме слияния ряда научно-исследовательских институтов, ранее находившихся в ведении Рособразования. ФИРО — это ведущее научное учреждение новой информации, призванное стать интегратором российского образования. Интернет-портал ФИРО содержит подробную информацию обо всех направлениях и результатах деятельности института, как в целом, так и его отдельных подразделений. Интернет-портал призван объединить вокруг себя широкую аудиторию, которая проявляет интерес фундаментальным и прикладным проблемам образования, к практическим результатам инновационной деятельности в системе образования России.
Федеральные нормативные документы
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30.08.2013 № 1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2013/11/PR_1155.pdf
- Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»
- Письмо Минобрнауки РФ и Департамента государственной политики в сфере общего образования от 13 января 2014 года № 08-10
- Комментарии к ФГОС дошкольного образования. Минобрнауки России от 28 февраля 2014 года №08-249. http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Letter_08-249.pdf
Региональные нормативные документы по ФГОС ДО
Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга №1236-р от 25.03.2014 года «Об утверждении плана мероприятий (дорожной карты) по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в Санкт-Петербурге».
Методические материалы по введению ФГОС
дошкольного образования:
http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Metodicheskie-rekomendacii_finansy_DO.pdf
- Корректировка основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС ДО (презентация)
http://www.slideshare.net/polyanka32/ss-30787517
- Примерная основная образовательная программа дошкольного образования
- Методические рекомендации для дошкольных образовательных организаций по составлению основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП ДО
- Методические рекомендации для родителей детей дошкольного возраста по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП ДО
- Модульная программа повышения квалификации сотрудников образовательных организаций по вопросам введения ФГОС дошкольного образования и использования основной примерной образовательной программы дошкольного образования для формирования образовательной программы дошкольного учреждения
- Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста
Примерные основные образовательные программы:
Пресса о ФГОС дошкольного образования:
http://www.firo.ru/?page_id=11686